Как описать переменные используемые в программе pascal
Перейти к содержимому

Как описать переменные используемые в программе pascal

  • автор:

Переменные и константы в языке программирования Паскаль

В Паскале, как и в других языках программирования данные делятся на константы и переменные. Для получения текущих значений переменных и констант к ним можно обращаться в программе по именам.

Переменная — это именованная величина определенного типа, способная в процессе работы программы менять свое значение.

Обычно переменная получает текущее значение в результате выполнения оператора присваивания (например, s := 0 – переменной s присваивается значение 0). Это значение будет сохраняться до тех пор, пока этой переменной не будет присвоено новое значение (при этом предыдущее значение теряется безвозвратно!)

Важно: попытка присвоить переменной значение иного типа является ошибкой.

Описание переменных

Все переменные, которые будут использоваться в программе на языке Паскаль, описываются в разделе описаний. Раздел начинается со служебного слова var , после которого могут располагаться описания в следующих формах:

  • список имен: тип;
  • или
  • имя: тип := выражение;
  • или
  • имя: тип = выражение; // для совместимости с Delphi
  • или
  • имя := выражение;

В случае, если необходимо описать несколько переменных, то они перечисляются в списке через запятую. Например:

  • var
  • a1, a2, a3: integer;
  • p: real := 5.7;
  • str := ‘PascalABC.NET’;
  • k := 1;

В последних двух случаях тип переменной определяется автоматически по типу выражения в правой части. Заметим, что по умолчанию все переменные, описанные в главной программе, обнуляются.

PascalABC.NET позволяет описывать переменные внутри составного оператора begin-end в специальном операторе описания переменной. Такие описания называются внутриблочными. Для внутриблочного описания можно использовать формы приведенные выше. Например:

  • begin
  • var a1,a2,a3: integer;
  • var p: real := 2.5;
  • var str := ‘ ‘;
  • end;

Описание констант

Константы – это элементы данных, значения которых устанавливаются в разделе описаний и не изменяются в процессе выполнения программы

Раздел описания именованных констант в языке программирования Паскаль начинается с ключевого слова const после которого следуют описания в следующих формах:

  • имя константы = значение;
  • или
  • имя константы : тип = значение;
  • const
  • MaxLen = 100;
  • Pi = 3.14;
  • g = 9.8;
  • Day = ‘Sunday’;

Использование именованных констант позволяет улучшить читаемость программы и облегчает внесение в нее изменений.

Copyright © 2014-2021, Урок информатики
Все права защищены

Переменные и константы

Любая программа обрабатывает данные (информацию, объекты). Данные, с которыми работает программа, хранятся в памяти компьютера (чаще оперативной). Программа должна знать, где они лежат, каким объемом памяти она располагает, как следует интерпретировать данные (например, как числа или строки). Для обеспечения программе доступа к участкам памяти существует механизм переменных.

Переменные описываются в начале программы и как бы сообщают о том, с какими данными будет работать программа и какой объем памяти они займут. Другими словами, резервируется память. Но это не значит, что в эти ячейки памяти помещаются конкретные значения (данные). На момент резервирования памяти в них может быть что угодно.

В процессе выполнения программы в ячейки памяти будут помещаться конкретные значения, извлекаться оттуда, изменяться, снова записываться. Мы же через программу обращаемся к ним посредством имен переменных, которые были описаны в начале программы.

Имена переменных могут быть почти любым сочетанием английских букв и цифр (без пробелов). Нельзя чтобы имена переменных совпадали со словами, которые являются какими-либо командами самого языка программирования. Нельзя начинать имена переменных с цифры или специального символа. Для того чтобы имена переменных были удобны для восприятия, надо стараться придерживаться пары правил. Если программа не простейший пример, то имена переменных должны быть осмысленными словами или их сокращениями. Желательно, чтобы имена переменных не были слишком длинными.

В Pascal прописные и строчные буквы в именах переменных не различаются.

При описании переменных указывается не только их имя, но и тип. Тип переменных сообщает о том, сколько отвести под них памяти и что за данные там планируется сохранять. Точнее хранится там всегда будут числа в двоичной системе счисления. Но что они значат, может быть чем угодно: целым или дробным числом, символом, строкой, массивом, записью и др. Т.е. тип переменной определяет то, что мы можем сохранить в участке памяти, с которым связана описываемая переменная.

В примере ниже происходит ввод значений трех переменных разных типов и выполнение допустимых для их типов операций. Если тип переменных integer, то им можно присваивать только целые числа в диапазоне от -32768 до 32767. Под тип integer в языке программирования Паскаль отводится 2 байта, что равно 16 битам, а это значит, что можно хранить 2 16 (65536) значений (отрицательные и положительные числа, а также ноль). В этих диапазонах переменные int1 и int2 могут принимать какие угодно значения. При попытке записи в переменную значения не ее типа возникнет ошибка.

var int1,int2: integer; r: real; ch: char; begin write('Type integer: '); readln(int1); write('Type real: '); readln(r); write('Type char: '); readln(ch); int2:= int1 mod 10; int1:= int1 div 10; r:= r + 0.5; ch:= chr(ord(ch)+1); writeln(int1:5, int2:3, r:7:2, ch:3); end.

Пример работы программы:

 Type integer: 32 Type real: 5.34 Type char: A 3 2 5.84 B

Итак, переменные связаны с участками памяти, содержимое которых может меняется по ходу выполнения программы в определенных пределах.

Длина переменных

Ранние версии компиляторов Паскаля имели ограничение на учитываемую длину имен переменных. В имени учитывались лишь первые восемь символов. Поэтому, например, такие переменные как variable1 и variable2 компилятор воспринимал как одно и тоже, т.к. первые восемь символов совпадали.

В современных версиях компиляторов с языка Pascal таких ограничений нет. Например, в результате работы приведенной ниже программы как в среде Free Pascal, так и Turbo Pascal 7.1 на экран выводятся два разных числа (10 и 20). Это значит, что компиляторы учитывают больше восьми символов в именах переменных (и других идентификаторов: именах констант, процедур и др.).

var variable111, variable222: integer; begin variable111 := 10; variable222 := 20; writeln(variable111); writeln(variable222); readln end.

Константы

Что делать, если в программе требуется постоянно использовать какое-нибудь одно и тоже число. Вроде бы это не проблема. Можно описать переменную, затем присвоить ей значение и не изменять его в программе. Однако это не всегда удобно (можно нечаянно изменить), поэтому в языках программирования для хранения данных помимо переменных существуют константы.

Главное преимущество констант заключается в том, что они описываются в начале программы и им сразу там же присваивается значение, а при выполнении программы константы не изменяются. Но если при правке кода, программист решит поменять значение константы, он впишет в ее описание другое значение, а сам код программы редактировать не придется. Поэтому, если в программе часто планируется использоваться какое-то значение, опишите его в разделе констант, который в программе располагается до раздела переменных:

const конст1 = значение; конст2 = значение;

Значениями констант могут быть данные большинства типов, используемых в языке Паскаль.

Рассмотрим такую программу:

const N = 10; var i: byte; sum: word; begin sum := 0; for i:=1 to N do sum := sum + i; writeln('Sum of ', N, ' numbers = ', sum); end.

В ней используется константа n со значением 10. Программа считает сумму десяти чисел в диапазоне от 1 до 10. Если нам захочется посчитать сумму чисел до 20, то достаточно будет изменить значение константы в начале программы. Если бы константа не использовалась, то пришлось бы просмотреть весь код программы и исправить значение 10 на 20. Если программа большая, то легко ошибиться: не найти или исправить не то значение.

Типизированные константы

В языке Паскаль помимо обычных констант используются типизированные константы. Можно сказать, что они занимают промежуточное положение между переменными и константами. Они получают значение при описании (как константы), но могут его менять в теле программы (как переменные).

Описываются типизированные константы в разделе констант:

const конст1: тип = значение; конст2: тип = значение;
const NUMS: integer = 10;

Описание переменных

Переменные могут быть описаны в разделе описаний, а также непосредственно внутри любого блока begin / end .

Раздел описания переменных начинается с ключевого слова var , после которого следуют элементы описания вида

список имен : тип ;

имя : тип := выражение ;

имя : тип = выражение ; // для совместимости с Delphi

имя := выражение ;

Имена в списке перечисляются через запятую. Например:

var
a,b,c: integer;
d: real := 3.7;
s := ‘PascalABC forever’;
al := new List;
p1 := 1;

В последних трех случаях тип переменной автоматически определяется по типу правой части.

Переменные могут описываться непосредственно внутри блока. Такие описания называются внутриблочными и представляют собой оператор описания переменной.

Кроме того, переменные-параметры цикла могут описываться в заголовке операторов for и foreach .

Глобальные переменные инициализируются нулевыми значениями. Для локальных переменных это не гарантируется — их надо инициализировать явно.

Совмещение описания переменных и кортежного присваивания

Кортежное присваивание (распаковку кортежа в переменные) можно совмещать с описанием переменных:

var t := (1,2);
(var a, var b) := (1,2);

var (a,b) := (1,2);

Распаковка кортежа в переменные часто используется при возвращении функцией кортежа:

Pascal. Урок 2. Типы переменных

Pascal. Урок 2. Типы переменных

Имена в списке перечисляются через запятую. Например:

1 2 3 4 5 6
var a,b,c: integer; d: real := 3.7; s := 'Pascal forever'; al := new ArrayList; p1 := 1;

В последних трех случаях тип переменной определяется по типу правой части.

Переменные могут описываться непосредственно внутри блока. Внутриблочные описания переменных имеют тот же вид, что и в разделе описаний, с тем исключением, что в каждой секции varможет быть лишь один элемент описания:

1 2 3 4 5
begin var a1,a2,a3: integer; var s := ''; . end.

Типы в Pascal подразделяются на простые, строковые, структурированные, типы указателей, процедурные и классовые типы. К простым относятся целые и вещественные типы, логический, символьный, перечислимый и диапазонный тип. Структурированные типы образованы массивами, записями, множествами и файлами.

Основные типы данных в Pascal
  • integer — целочисленный тип данных.
  • real — тип данных с плавающей запятой.
  • double — тип данных с плавающей запятой.
  • string — символьный тип данных.
  • char — символьный тип данных.
  • boolean — логический тип данных.
Тип байт Диапазон принимаемых значений
целочисленный (логический) тип данных
boolean 1 0 / 255
целочисленный (символьный) тип данных
char 2 0 / 255
string последовательность переменных типа char
целочисленные типы данных
shortint -128 / 127
smalint 2 -32 768 / 32 767
word 2 0 / 65 535
integer, longint 4 -2 147 483 648 / 2 147 483 647
longword, cardinal 4 0 / 4 294 967 295
int64 4 — 9223372036854775808 / 9223372036854775807
uint64 4 0 / 18446744073709551615
типы данных с плавающей точкой
single 4 -2 147 483 648.0 / 2 147 483 647.0
real 8 -9 223 372 036 854 775 808 .0 / 9 223 372 036 854 775 807.0
double 8 -9 223 372 036 854 775 808 .0 / 9 223 372 036 854 775 807.0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *