Какие среды разработки arduino
Перейти к содержимому

Какие среды разработки arduino

  • автор:

Arduino IDE и её альтернативы. Программирование Arduino на чистом C++

arduino NANO купить дешево arduino UNO купить дешево arduino UNO R3 ORIG купить дешево

Стандартная среда разработки Arduino IDE проста в использовании и подходит начинающим разработчикам. Скачать последнюю версию этой среды разработки можно на официальном сайте .

Например, если нужна IDE для Windows, то переходим по этой ссылке

и жмем JUST DOWNLOAD.

Arduino IDE

Однако Arduino IDE имеет ряд недостатков , особенно в плане интерфейса. Конечно, с ними можно мериться некоторое время, но рано или поздно перед разработчиком встает вопрос о поиске более удобной среды разработки (или даже полном об отказе от всяких IDE).

Во-первых, надо понимать, что по-умолчанию в среде Arduino IDE используется приближенный к C/C++ язык программирования Wiring. Он имеет такой же синтаксис, но отличается наличием множества готовых библиотек. Можно сказать, что это light-версия языка C. В любом случае компиляция кода происходит с помощью компилятора AVR-GCC, который входит в комплект Arduino IDE, но AVR-GCC можно установить и без Arduino IDE. Под линуксом, например:

$ sudo apt-get install gcc-avr

Итак, рассмотрим альтернативы Arduino IDE.

CodeBlocks

CodeBlocks — свободная кроссплатформенная среда разработки, которая изначально имеет поддержку компилятора AVR-GCC с подключением стандартных Ардуиновских библиотек.

Однако у меня с ним не сраслось. Уже не помню точно почему. Дело в том, что многое там нужно настраивать вручную, что дастаточно муторно.

Arduino-make

Имхо, Arduino-make — это лучший вариант, который позволяет полностью избавится от ненужных IDE и использовать для разработки ваш любимый БЛОКНОТ. Ну или Emacs, или VI — кому что нравится короче.

Установка в Debian:

$ sudo apt-get install arduino-core arduino-mk

Это ПО представляет собой на самом деле скрипт, который делает всё тоже самое, что и стандартная среда Arduino IDE в процессе компиляции.

Путь к самому скрипту: include /usr/share/arduino/Arduino.mk

Необходимые библиотеки нужно добавить в /usr/share/arduino/libraries/

*Пример конфигурационного файла Makefile

TARGET = key BOARD_TAG = uno MONITOR_PORT = /dev/ttyUSB0 MCU = atmega328p F_CPU = 16000000 ARDUINO_PORT = /dev/ttyUSB0 ARDUINO_LIBS = LiquidCrystal_I2C Wire SPI Ethernet ARDUINO_DIR = /usr/share/arduino include /usr/share/arduino/Arduino.mk 

После этого просто выполняем команду

и получает наш hex-файл.

Для зашивки его в контроллер надо выполнить

Платы ARDUINO по низкой цене

Нажми на изображение, чтобы заказать в интернет-магазине:

arduino NANO купить дешево arduino UNO купить дешево arduino UNO R3 ORIG купить дешево arduino MEGA купить дешево arduino DUE купить дешево

Now 20.02.24 13:37:38, Your IP: 178.132.111.198; arduino.zl3p.com/basic/32_ide
ePN

Arduino

Выбираем лучшую среду разработки: Arduino IDE или PlatformIO

Как правило, все начинают программировать в Arduino IDE и большинство так и продолжает её использовать. Предлагаю рассмотреть альтернативу — PlatformIO.

Arduino IDEArduino IDE

Итак, PlatformIO — это полноценная среда разработки с открытым исходным кодом. Ранее была построена на eclipse, в настоящее время базируется на платформах VSCode и Atom. Соответственно может работать в операционных системах: Windows, MacOS и Linux.

В зависимости от того, что используется в качестве базовой IDE, есть небольшие отличия по функционалу:

PlatformIO для Atom PlatformIO для VSCode
Редактор кода
Автодополнеие кода требуется установка Clang +
Навигация по коду Ограничена +
Отладчик
Условные точки останова (breakpoints) Ограничено +
Контрольные точки останова (watchpoints) Ограничено +
Общие регистры +
Периферийные регистры +
Просмотр памяти +
Дизассемблирование +
Поддержка многопоточности +
Горячая перезагрузка +

Из данной таблицы видно, что лучше выбрать VSCode в качестве базовой платформы.

PlatformIO предполагает 3 варианта использования: бесплатный (community edition), профессиональный (платный) и бизнес (Enterprise).

PlatformIO plans

Community (бесплатный) включает следующий функционал:

  • кроссплатформенный компилятор и система сборки для разных архитектур
  • менеджер пакетов
  • непрерывная интеграция (Continuous Integration или просто CI)
  • интегрированная среда развития (IDE)
  • интеграция с другими IDE (CLion, CodeBlocks, Eclipse, Emacs и тд)
  • ограниченное использование системы PIO Remote (позволяет удаленно работать со своими устройствами)
  • поддержка в виде большого комьюнити (сообщества)

Professional (профессиональное) использование на текущий момент (начало 2019 года) для некоммерческого использования стоит 3$/месяц, для индивидуального коммерческого — 10$/месяц, а для организации — 30$/месяц. Использование этого плана добавит вам следующие возможности:

  • использование отладчика
  • использование unit-тестов
  • облачная интеграция
  • использование системы PIO Remote ограничено уже не так жестко, как в бесплатной версии
  • профессиональная поддержка использования PIO Remote

Enterprise — цена не фиксированная (обговаривается персонально). Эта версия позволит использовать:

  • PIO Remote без каких-либо ограничений
  • программу сертификации для компании
  • премиальную поддержку всех продуктов
  • быстрое устранение ошибок разработчиками по запросы (хотфиксы)
  • ревью процесса разработки (проверка корректности написанного кода) разработчиками

Более подробная информация по всем возможностям есть на странице проекта: https://platformio.org/pricing.

Итак, если сравнить бесплатную версию PlatformIO с Arduino IDE, то мы видим уже огромное кол-во преимуществ. Вот только некоторые из них:

  • удобная работа с файловой структурой проекта
  • более продвинутые интеллектуальный редактор кода
  • возможность использования безграничного набора плагинов для базовой IDE (например плагин для git и других систем контроля версия)
  • удобная работа с проектами в целом: можно открывать сразу несколько проектов в одном workspace и тд
  • гораздо более удобный и функциональный менеджер библиотек
  • удобная обработка ошибок компиляции — переход к нужным файлам и строчкам в один клик и тд

Кстати, разработчики также предоставляют возможность 30-дневного триального периода, чтобы бесплатно опробовать все преимуществ профессиональной версии.

Надеюсь, я убедил вас хотя бы попробовать PlatformIO. И если да, то, скорее всего, вы никогда больше не вернетесь к использованию Arduino IDE 🙂

Какие существуют среды разработки (IDE) для Arduino

Print Friendly, PDF & Email

Какие существуют среды разработки (IDE) для Arduino

Все, кто начинает изучать Arduino, знакомы со средой разработки Arduino IDE. Оно позволяет писать скетчи, проверять корректность и загружать их в Ардуино. Но единственная ли это среда для разработки программ для Arduino? Вовсе нет! Давайте посмотрим, какие ещё есть варианты.

В данной статье мы рассмотрим 4 самые популярные среды разработки:

  • Arduino IDE;
  • Programino;
  • B4R;
  • CodeBlocks for Arduino.

1 Среда разработки Arduino IDE

Логотип Arduino IDE

Конечно же, эта среда разработки знакома каждому, кто хоть раз программировал для Arduino.

Главное окно среды разработки Arduino IDE

В ней имеется весь необходимый минимум для разработки программ: написание кода, проверка кода, компиляция, загрузка скетча в Ардуино, монитор последовательного порта. Все, кто работал в серьёзных «взрослых» средах разработки типа JetBrains IDEA, Microsoft Visual Studio или Quartus, наверняка отметят, что среда Arduino IDE довольно аскетична: ничего лишнего, и особых удобств она не предлагает.

2 Среда разработки Programino

Логотип Programino

Рассмотрим среду разработки PROGRAMINO. Это платная среда разработки, но её можно опробовать в течение 14-ти дней бесплатно. Programino, как и другие среды разработки, требует, однако, чтобы у вас была установлена Arduino IDE. При первом запуске программы следует в настройках указать путь к исполняемому файлу arduino.exe. Для этого идём в меню настройки: Options Editor Settings. Появится окно, в котором нужно будет указать пути к директории с Arduino IDE и сопутствующими библиотеками. Теперь мы готовы писать программы в Programino.

Первоначальная настройка среды Programino

Язык, который используется в данной среде разработки – такой же, как и в оригинальной Arduino IDE – Си. То есть, по сути, если вы уже пишете скетчи в Arduino IDE, то вам не придётся изучать новый язык программирования, что является большим плюсом данной среды разработки.

Однако помимо этого, данная IDE предлагает такой удобный способ быстрой разработки как автодополнение кода. То есть, вам не придётся постоянно лазить в справочник по командам и методам Arduino. Вы начинаете набирать код, и среда разработки предложит вам выбрать из доступных вариантов тот, который вам нужен. Например, вы набираете «digi» и IDE предлагает вам варианты: «digitalRead», «digitalWrite» и другие возможные.

Функция автодополнения кода Programino IDE

Давайте напишем простой скетч, в котором будем постоянно опрашивать один из аналоговых выводов Arduino и выводить считанные показания в последовательный порт.

Постарайтесь набирать скетч вручную, а не копировать и вставлять, чтобы прочувствовать удобство автодополнения кода Programino.

const int pinA = A5; void setup() < pinMode(pinA, INPUT); Serial.begin(19200); >void loop()

Что ещё интересного предлагает Programino IDE? В данной среде разработки имеются несколько дополнительных полезных инструментов, доступных через меню Tools. Например: блокнот, дизайнер LCD символов, преобразователь между DEC-BIN-HEX, терминал последовательного порта, аналоговый плоттер и другие.

Дополнительные инструменты Programino IDE

Остановимся подробнее на инструменте Analog Plotter. Это средство позволяет визуализировать вам то, что приходит в COM-порт от Arduino.

Для работы плоттера в скетче нужно активизировать последовательный порт на скорости 19200 кб/сек. Аналоговые данные выводятся на плоттер с помощью команды Serial.println().

Запустим аналоговый плоттер. Нажмём кнопку Connect для подключения к порту, к которому у нас подключён Arduino.

Аналоговый плоттер в Programino

Этот инструмент может быть полезным, например, для отображения показаний во времени каких-нибудь аналоговых датчиков: температуры, влажности, давления, освещённости и других.

Перед записью скетча в память Arduino, следует указать тип используемой платы и порт, к которому она подключена через меню Hardware.

Выбор платы в Programino Выбор последовательного порта в Programino

Для загрузки скетча в память Arduino нажмите в верхнем меню иконку с изображением загрузки. Programino загрузит скетч и в нижнем окне журнала покажет данные о размере скетча и оставшихся свободных ресурсах платы Ардуино.

3 Среда разработки B4R (Basic for Arduino)

Ещё одна интересная альтернатива Arduino IDE – B4R, или «Basic for Arduino». Эта среда разработки уникальна тем, что использует язык Basic, а не Си. Она также поддерживает функцию автодополнения кода. Кроме того, она полностью бесплатна.

При первом запуске среда B4R также требует указать путь к директории с Arduino IDE и, при необходимости, дополнительным нестандартным библиотекам и общим модулям. Эти настройки можно задать и позже через меню Tools Configure Paths.

Настройки среды B4R

Выбор платы Arduino в B4R

А также выбрать плату: Tools Board Selector:

Давайте напишем вот такой скетч и заодно немного ближе познакомимся со средой разработки.

Главное окно B4R IDE

В центральной части находится поле для редактирования кода. В правой – область вкладок и сами вкладки: доступных библиотек, модулей скетча, журнала и поиска. На приведённый фотографии открыта вкладка с журналом. Видно, что сюда выводятся сообщения, которые в программе задаются командой Log(). В данной среде разработки можно ставить точки останова, что весьма полезно в процессе отладки, а также использовать закладки для более быстрой навигации по коду.

Вы не сможете сразу начать программировать в этой среде разработки, т.к. она использует другой, более объектно-ориентированный язык, чем классическая Arduino IDE, с другим синтаксисом. Тем не менее, удобство этой среды и наличие хорошего руководства от разработчиков полностью окупает эти недостатки.

4 Среда разработки Codeblocks for Arduino

Существуют и другие среды разработки для Arduino кроме перечисленных. Например, CodeBlocks. Основное её отличие от описанных IDE – возможность писать код для микроконтроллеров и некоторых других платформ, не только для Arduino. Более подробно описывать её не буду, проще почитать информацию на официальном сайте и файлы справки.

Среда разработки CodeBlocks для Arduino

Теперь мы знаем, что существуют альтернативные, гораздо более удобные, среды разработки, чем классическая Arduino IDE. Их использование может существенно упростить и ускорить написание ваших собственных скетчей.

Программная среда разработки Arduino

Это не перевод инструкции разработчика по установке среды программирования, а описание личного опыта.

Для разработки собственных приложений на базе плат, совместимых с архитектурой Arduino доступна бесплатная программа — среда для написания, компиляции и загрузки Ваших собственных программ в память микроконтроллера, установленного на плате Arduino-совместимого устройства (в нашем случае это плата TE-Mini168, описанная выше.

Для начала эту программу надо скачать с сайта разработчиков и установить.

Среда разработки Arduino разработана для операционных систем Windows, Mac OS и Linux — Вам необходимо выбрать подходящую для Вашего компьютера. Скачать свежий дистрибутив программы можно здесь.

Мы же установили версии для Windows (на компьютере с установленной Windows 7) и для Linux (установлен Ubuntu 10.10 и выше).

Проще всего программа устанавливается под Ubuntu:

Она входит в депозитарий стандартных приложений Linux и устанавливается простым выбором ее из списка доступных программ в меню Ubuntu

Приложения -> Центр приложений Ubuntu -> Загрузить приложение.

В списке разделов выбираем «Инструменты разработчика», в списке следующего уровня выбираем «Все» и в следующем открывшемся списке выбираем «Arduino IDE» и нажимаем левой кнопкой мыши на иконку этой программы. После этого справа от нее появляется кнопка «Установить», на которую мы также нажимаем и наслаждаемся процедурой автоматической установки.

Более подробно установку больше описывать не будем — все достаточно выбирать по умолчанию.

На момент написания статьи наиболее свежая версия среды разработки 1.0, а в депозитарии Ubuntu содержится более старая 0.22, которая не поддерживает ряд новых плат и высокоскоростной обмен данными с компьютером.

Но, тем не менее установка из репозитария старой версии будет удобным и полезным шагом. Дело в том, что из репозитария устанавливается все, что необходимо для нормальной работы программы, в том числе поддержка Java и поддержка доступа к порту USB.

После ряда попыток устанавливать Arduino под Ubuntu мы пришли к тому, что самый простой путь, дающий на выходе нормально работающую программу следующий:

1. Установка старой версии программы из репозитария Ubuntu.
2. Скачивание последней версии с сайта разработчика.
3. Разархивирование загруженного файла архива Arduino. Для версии 1.0 у Вас получится папка arduino-1.0
4. Копирование с заменой содержимого этой папки в то место, куда установилась старая версия при установке из репозитария (по умолчанию — /usr/share/arduino)

В результате выполнения подобной последовательности Вы получите:

— Установленную и работающую свежую версию программы
— Возможность ее вызова (запуска) из меню приложений (чего не будет если просто распаковать загруженный архив в какую-нибудь папку, как это рекомендуется на сайте разработчика)
— Поддержка Java и работа с USB (или последовательным COM) портом будет гарантированно установлена и настроена на Вашем компьютере.

На этом установка заканчивается- ничего больше устанавливать не нужно — подключаемые к компьютеру платы Arduino программа находит сама и трудностей с загрузкой в них скомпилированных программ не возникает (как это делается описано в руководстве пользователя — например здесь).
На самом деле — не совсем так — для тех плат Arduino, которые не поддерживаются (о которых не знают) разработчиками системы нужно будет дополнительно скачать и добавить описания этих плат в конфигурационный файл среды, но об этом — ниже.

С Windows версией после установки скачанного и разархивированного дистрибутива Вам дополнительно потребуется найти, скачать и установить драйвера микросхемы моста USB-UART (драйвера микросхемы FT232, установленной на описываемой здесь плате — для Windows с ядром x86, т.е. 32-бит , с ядром x64, т.е. 64-бит ), установленной на плате Arduino и обеспечивающей подключение этой платы к USB порту компьютера (напоминаем — в Linux версии все находится автоматически, дополнительные драйвера устанавливать не пришлось)

Внешний вид и меню среды разработки Arduino IDE весьма «спартанский», среда предоставляет пользователю необходимый минимум инструментов. Но об этом — позже.

Как было сказано выше — если Вы работаете с нестандартной платой Arduino-совместимого устройства (а наша плата TE-Mini168 или TE-Mini328 именно такие), то дополнительно придется найти и скачать с сайта разработчика Вашей платы конфигурационный файл для настройки среды на работу с Вашей платой. Для TE-Mini168, TE-Mini328 этот файл можно взять здесь (текстовый файл boards.txt) .
После его загрузки с сайта войдите в тот каталог, куда установилась среда Arduino, в ней перейдите в папку hardware > arduino. В этой папке находится файл с таким же именем boards.txt с настройками по умолчанию. Создайте его резервную копию (например переименуйте в oldboards.txt) и замените его тем файлом, который Вы загрузили с сайта разработчика платы.

После чего запустите среду разработки.
В меню программы выберите пункт Tools > Board и в выпадающем списке выберите название своей платы. Прогресс не стоит на месте ))), поэтому к настоящему времени появились модификации этих двух плат с более совершенным «железом», что отражено в выпадающем списке настроек. Поэтому попробуйте выбрать сначала обычную версию Вашей платы, и если работа с ней не получится — выберите новую версию из того же списка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *