Почему озон продолжает падать
Перейти к содержимому

Почему озон продолжает падать

  • автор:

Ozon. Получилось упасть ниже

ГДР Ozon на прошлой торговой сессии упали на 1,8%. Цена на закрытии составила 2707 руб. Бумаги торговались хуже рынка. Объем торгов составил 1,03 млрд руб. Краткосрочная картина • За последние два дня бумаги сумели достигнуть зоны падения 2729–2783,5. Минимум установлен на отметке 2685. Техническая картина часового графика еще на стороне продавцов. • На часовом графике появился первым импульс роста. Сейчас цена тестирует минимум 2685 для проверки сил покупателей. В случае удержания минимума дорога откроется к целям отскока 2846–2863. • На дневном графике кривая RSI на отметке 47 п. На 4-часовом графике котировки ниже 50- и 200-дневной скользящей средней. В первую очередь следим за уровнями сопротивления и поддержки: 2967,5 и 2610. • Пока нет слома минимума 2460, среднесрочный сценарий роста с целями 3120–3200 в приоритете. В этой зоне может появиться более агрессивная реакция продавцов. Внешний фон Внешний фон с утра нейтральный. Фьючерс на индекс S&P 500 снижается на 0,2%. Индексы АТР торгуются в красной зоне. Нефть Brent в минусе на 0,2%. Уровни сопротивления: 2967,5/ 3016 / 3120
Уровни поддержки: 2610 / 2460 / 2380,5


Долгосрочная картина
• Ozon — вторая самая крупная площадка электронной коммерции в России после Wildberries, о чем говорят данные Data Insight за 2022 г. С 2016 г. компания поднялась в рейтинге на шесть позиций благодаря росту числа заказов и, как следствие, объемам продаж. • Котировки — одни из самых высоковолатильных среди бумаг Мосбиржи. С цены IPO 2272 в ноябре 2020 г. бумаги установили максимум 5181 в феврале 2021 г. С пика цена падала на 88%, до отметки 596, в феврале 2022 г. • Месячная структура указывает на безопасные цели 2130–2300 (выполнены). На недельном графике цели падения 2285–2358 — отменены. Текущие цели роста смотрим в краткосрочной картине. • В долгосрочной картине нужно смотреть на закрытие недельной свечи под конец торгов пятницы. Читайте также: Как определять уровни сопротивления, если цена на максимумах


БКС Мир инвестиций

Почему Ozon продолжает тратить деньги на борьбу за клиентов вместо получения прибыли

Склад Ozon в Подмосковье (Фото Владимира Гердо/ТАСС)

Ozon сообщил о феноменальном росте заказов на 239% год к году по итогам III квартала. При этом траты компании на IT, маркетинг и инфраструктуру отдаляют момент получения операционной прибыли, отмечают аналитики

Что случилось

Объем оборота товаров и услуг (GMV — Gross Merchandise Value) Ozon вырос на 145% до 108,3 млрд рублей в III квартале 2021 года, что на 4% выше консенсус-прогноза «Интерфакса», отчитался маркетплейс. Число заказов на площадке выросло на 239% до 56,2 млн за отчетный период — это рекорд седьмой квартал подряд. Однако падение скорректированной EBITDA оказалось больше ожиданий аналитиков: минус 11,3 млрд рублей против минус 8,9 млрд рублей, ожидаемых Goldman Sachs.

Что это значит

Показатель скорректированной EBITDA в III квартале 2021 года у Ozon в шесть раз ниже, чем за аналогичный период 2020 года, когда EBITDA составила минус 1,9 млрд рублей. Всего за январь-сентябрь 2021 года отрицательная EBITDA составила минус 25,3 млрд рублей. Ozon объяснил это затратами на инвестиции в инфраструктуру, IT и маркетинг, а также в сервис быстрой доставки Ozon Express и финтех.

Кроме того, в июле-сентябре компания потратила 370 млн рублей на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы — это разовые расходы по незавершенному проекту, название которого Ozon не раскрывает.

Материал по теме

При этом затраты компании на один заказ снизились даже несмотря на то, что объемы заказов в Ozon значительно растут, отметил главный операционный директор Ozon Даниил Федоров.

Снижение операционных расходов из расчета на один заказ означает, что в будущем затраты Ozon будут расти не так быстро, как оборот товаров и услуг: это подтолкнет компанию к тому, чтобы стать прибыльной, говорит главный управляющий активами инвестиционного департамента УК «Атон-менеджмент» Никита Емельянов. По его словам, пока затраты Ozon на логистику, маркетинг и увеличение присутствия в регионах не окупились, но в будущем эффект от вложений станет заметен, а GMV и прибыль начнут расти быстрее.

Повышение прогноза роста GMV на 2021 год с 110% во II квартале до 120% связано с тем, что многие компании в начале года придерживаются консервативных оценок, полагает Емельянов. «Есть мнение, что подобная стратегия минимизирует волатильность акций», — отметил он. Несколько раз за год повышал прогноз по выручке и «Яндекс».

Зачем мне это знать

Крупным планом

Российский рынок электронной коммерции — самый быстрорастущий в Европе.

Если в 2020 году его объем составлял $34 млрд, то к 2025-му он вырастет до $108 млрд, оценивает Goldman Sachs. Ozon к 2025 году будет в числе пяти лидеров в России вместе с Wildberries (нынешний игрок номер один), «Яндекс.Маркетом», AliExpress Russia и СберМегаМаркетом, прогнозировал ранее аналитик ИК «Велес Капитал» Артем Михайлин.

Игроки рынка продолжают конкурировать друг с другом за счет крупных вложений.

«Яндекс» объявлял о планах инвестировать $650 млн (почти 48 млрд рублей) в сегмент электронной коммерции в 2021 году, а «Сбер» заявлял о намерении вложить в логистику около $3 млрд (217 млрд рублей) в 2022–2023 годах. Летом VK объявила о том, что дополнительно инвестирует в онлайн-магазин «AliExpress Россия» больше $60 млн.

Материал по теме

Управляющий директор группы компаний «Яндекс» Тигран Худавердян рассказывал Forbes в октябре, что главная задача «Яндекс.Маркета» сейчас — догонять Ozon, который является ближайшим конкурентом. Агрессивные инвестиции привели к тому, что убыток «Яндекс.Маркета» в III квартале 2021 года стал рекордным — 11,8 млрд рублей, отмечает Михайлин из «Велес Капитала».

Для инвестора

Акции Ozon на момент открытия Nasdaq (17:30 по Москве) упали на 2,5% — до 3038 рублей за бумагу. Но затем выросли до 3137 рублей к 19:25 мск, что на 0,4% выше, чем в момент закрытия биржи 15 ноября.

На фондовом рынке бумаги Ozon оценены слишком дешево и у них есть потенциал, считает Емельянов из «Атон». Однако чтобы реализовать его, нужны драйверы роста — это может быть постепенное движение в сторону положительной маржинальности, считает аналитик.

«Согласно долгосрочному прогнозу, Ozon планирует показать положительную операционную прибыль в 2024 году. Однако из-за того, что компания постоянно инвестирует и развивает новые направления, то может пересмотреть долгосрочный прогноз на 2025 год. Из-за этого бумага находится под давлением», — отметил Емельянов.

Топовый продавец Ozon теряет позиции из-за технического сбоя в каталоге товаров

Топ-топ-топает Ozon. Маркетплейс буквально сбивает с топовых позиций селлера, который всё это время успешно торговал на площадке кабелями. «Баги» в каталоге Ozon падают на голову продавца один за другим. То товары, как пуля, вылетают из указанной ранее категории. То склеенные карточки рассыпаются, как прах. Поддержка Ozon помочь не может. Судя по всему, боты не компетентны разобраться во внештатной ситуации, в которую попал селлер Ozon.

Роман торгует на Ozon кабелями уже более двух лет. Бывало всякое. Но с багами, которые происходят сейчас в его личном кабинете на Ozon, Роман столкнулся впервые. ЛК словно живет своей жизнью. Путаница в системе маркетплейса, по словам продавца, началась с середины октября 2023 года. Все это время Роман размещал свои товары в категории «Кабель-переходник (адаптер)». К началу сентября этого года ему даже удалось занять лидирующие позиции в своей категории.

Радость сменилась недоумением. С середины октября 2023 года выручка начала резко падать. Средние показатели в 100-120 тысяч заказов в день снизились до 80 тысяч, а потом еще ниже — 60. «Свечки» в графиках гасли, падение оборота в октябре составило почти 200% по отношению к сентябрю 2023 года.

Селлер вместе со своей командой начал разбираться. В конце октября обнаружили первую возможную причину падения. Выяснилось, что во всех товарах слетели категория и тип. Более того, родной категории «Кабель-переходник (адаптер)» просто не оказалось в выборке. Пришлось выбирать из того, что есть: «Кабель для подключения периферийных устройств».

Спустя 10 дней Роман решил уточнить, какая категория все же релевантна для их товара. Оказалось, что прежняя категория «Кабель-переходник(адаптер)» вновь доступна для выбора. Самостоятельно изменить продавец ее уже не мог, попросил поддержку Ozon — там помогли, исправили, спасибо! Параллельно селлеру приходилось разбираться с другими ошибками в каталоге товаров. Например, у переходника размером 2 см неожиданно появился заполненный атрибут — длина 28 метров(!). Карточки одна за другой выдавали ошибки, еще и характеристика «Цвет» в родной категории бесследно пропала.

«Вишенкой на торте» стала внезапная расклейка карточек, которые пришлось вновь объединять вручную. Таким образом, в период масштабных распродаж, когда нужно заниматься отгрузками, анализом, планированием, стратегией, Роману и его команде то и дело приходится поправлять слетающие категории и атрибуты в карточках товаров на Ozon. Падают продажи, cнизились позиции в рейтинге. Неэффективно работают и маркетинговые инструменты, поскольку вся реклама теперь настраивается через категорию, из которой товары постоянно вылетают.

На момент написания статьи Роману (тьфу-тьфу) удалось вернуться в родную категорию «Кабель-переходник (адаптер)», появилась в ней характеристика «Цвет». Но ежедневные выручки свалились уже на уровень 33-35 тыс., то есть обвал более 300%. Склейки продолжают разваливаться и отображаться на сайте некорректно. Более того, выскакивают новые баги, например, 28 ноября рейтинг товаров в кабинете с десятками тысяч отзывов вдруг резко упал на 0,4…

Селлер задается вопросом, когда же эта неразбериха закончится, и есть ли то дно, до которого нужно достать, чтобы от него оттолкнуться и начать нормально работать.

Акции Ozon выросли после выхода сильного отчета за первый квартал

В частности, Ozon сообщил о рекордной скорректированной EBITDA. Компании также удалось получить чистую прибыль — главным образом в результате разового дохода, связанного с погашением финансовых обязательств

Фото: «РБК Инвестиции»

Фото: «РБК Инвестиции»

Котировки Ozon в моменте выросли на 4,07%, до ₽1813. По состоянию на 16:40 мск рост замедлился до 3,32%, цена одной акции составила ₽1800. Об этом свидетельствуют данные торгов на Московской бирже. Спрос на бумаги увеличился после публикации операционных и финансовых результатов за первый квартал. По его итогам Ozon получил чистую прибыль ₽10,7 млрд против убытка в размере ₽19,1 млрд годом ранее. Компания пояснила, что прибыль была получена главным образом в результате разового дохода, связанного с погашением финансовых обязательств, а также благодаря сильному росту выручки.

Выручка в первом квартале увеличилась на 47%, до ₽93,25 млрд. Маркейтплейс также сообщил о рекордной скорректированной EBITDA в размере ₽8 млрд и снижении операционных расходов на заказ более чем в два раза. Оборот компании (GMV с учетом сервисов и за вычетом возвратов) вырос на 71% и достиг ₽303 млрд. Количество активных покупателей увеличилось почти на треть — с 28,7 млн в первом квартале 2022 года до 37 млн в первом квартале 2023 года. «Лояльность аудитории помогла маркетплейсу за год увеличить частоту заказов в полтора раза: в первом квартале 2023 года покупатели Ozon в среднем совершали 15 заказов в год против десяти заказов годом ранее. Рост числа лояльных покупателей отразился на общем количестве заказов — их число выросло на 93% год к году, до 179,3 млн штук», — сообщила пресс-служба Ozon. Отчет превзошел ожидания аналитиков. Так, в инвестбанке «Синара» прогнозировали, что показатель GMV увеличится на 58%, до ₽280 млрд, а выручка — на 38%, до ₽ 87 млрд. Скорректированная EBITDA ожидалась на уровне ₽2,9 млрд при чистом убытке в ₽3,04 млрд.

Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

В «БКС Мир инвестиций» положительно оценили опубликованные результаты. «Компания показала чистую прибыль за квартал из-за однократного неденежного дохода по финансовым обязательствам, но, по нашей оценке, скорректированный убыток также продолжил снижаться год к году», — считают в инвесткомпании. Старший аналитик «Синары» Константин Белов полагает, что публикация отчетности должна оказать поддержку бумагам Ozon на краткосрочную перспективу. Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *